А у нас новый сайт ----------------> www.ph-ph.ru!
Finar.ru
web.finar.ru
video.finar.ru
Темы для BootstrapNew!

Обзор Aerocool ExtremEngine 3T

системный блок с единственным достоинством - огромным боковым кулером

Автор: Филипп Казаков | 2007-03-02 | просмотров 3268
Тэги

Публикация:
Компьютерра, линк 

Несколько месяцев назад я внутренне решился на серьезное мероприятие - замену корпуса компьютера. Как это часто бывает в таких случаях, немедленной реализации столь волевого решения воспрепятствовала масса самых разных объективных обстоятельств. В качестве замены уже постаревшему Chieftec'у драконовской серии я присмотрел почти что само совершенство - красавца R900 от 3R-Systems. Огромный, просторный, рассчитанный на два блока питания, шесть пятидюймовых устройств и восемь жестких дисков, этот корпус однозначно легко удовлетворил бы все мои охлаждающе-обесшумливающие амбиции любителя поработать ночью. Наконец обстоятельства отступили, я совсем смирился с мыслью, что 220$ за корпус - это неизбежная плата за надежность, тишину и удобство, и - бах! - R900 пропал из всех привычных московских магазинов! Конечно, кое-где еще его удалось отыскать, но почему-то просили "там" уже 260-270$, на что моему смирению явно не хватало запалу. Грустно бродя по просторам Интернета, я вдруг напоролся на весьма примечательную штуковину - Aerocool ExtremEngine 3T BBA Black  Смелые технические решения, примененные инженерами, а также хвалебные оды в англоязычной части Интернета и полная тишина в Рунете мгновенно распалили мое воображение, в результате чего уже на следующее утро блок оказался пред моим критическим взором.

Стимулом к смене системного блока основного рабочего компьютера послужило то, что на не больно то мощную по современным меркам начинку (PIV 3.06@3.33 ГГц, Asus P4P8X, 2GB RAM, Radeon 9800 кажется Pro и 4 винчестера Western Digital - два по 250 ГБ в RAID0 и 2 по 320 в помощниках) в старом блоке приходилось целых пять дополнительных корпусных вентиляторов. Хоть все вентиляторы были размером не меньше 80 мм. и трудились на пониженных оборотах, все же вместе они создавали довольно ощутимый гул, совершенно скрывающий работу 4х "винтов". Решив, что дальнейший апргейд этой системы бессмысленен, и пора в ее эволюции ставить решительную точку, я вознамерился сделать ей последний подарок в виде нового блока с меньшим числом вентиляторов, позволившему бы снизить шумность всей системы охлаждения ниже суммарного уровня шума жестких дисков в покое.

Что же подвигло меня на столь спонтанный выбор ExtremEngine 3T? На то оказались три причины: Во-первых, корпус продается без блока питания, что позволяет самостоятельно выбрать в пару любую заведомо малошумную модель. Во-вторых, и это очевидно по приведенным фотографиям, совершенно нетрадиционная система охлаждения. В левой крышке корпуса вмонтирован просто огромный двадцатипятисантиметровый вентилятор, а на лицевой панели расположен также не совсем стандартный 140 мм. кулер. Чем больше лопасти - тем лучше охлаждение! Ну или тем тише работа, при заданном уровне охлаждения. В-третьих, на лицевой стороне уже установлен трехполосный регулятор скоростей вращения вентиляторов, что, с учетом малого числа комплектных кулеров позволило избавиться от соответствующего отдельного контроллера и освободить дефицитный пятидюймовый отсек. В остальном, блок ничего интересного собой не представляет - заявлено четыре внешних 5" отсека, и шесть внутренних 3.5" (внешних 3.5" отсеков нет!). Дизайн на мой вкус слишком легкомысленный, выполнен в "космической" стилистике.

Бог с ним с дизайном: настоящий прагматик ценит только содержание, подумал я и приступил к вивисекции. ( вивисекция (от лат. vivus — живой и sectio — рассекание) — живосечение, выполнение операций на живом животном для изучения функций организма). ExtremEngine 3T в московской рознице стоит порядка 90$, и это без блока питания. С приличным блоком питания он стоил бы никак не дешевле 130-140$. Такая вот бухгалтерия крутилась у меня в голове, пока я, ругаясь и фыркая, перебрасывал комплектующие из старого корпуса в новый, и считал недостатки последнего. Итак, что же я ожидал увидеть в корпусе за 140$ и чего не оказалось в ExtremEngine 3T:

  1. закругленных границ, защищающих от царапин при сборке;
  2. каких бы то ни было средств виброизоляции жестких дисков;
  3. ребер жесткости;
  4. безвинтового крепления HDD и пятидюймовых устройств без необходимости снимать вторую крышку блока;
  5. ручки для снятия боковой крышки или хотя бы замочка на ней;
  6. возможности снимать и устанавливать жесткие диски не вынимая длинные PCI и AGP-карты.

Кроме того, при сборке выявилась еще пара неприятных особенностей. Крепления жестких дисков оставляют зазор между ними буквально в пару миллиметров, что из соображений охлаждения ограничивает реальное число возможных дисков четырьмя штуками. При этом в самом низу у основания блока имеется два вакантных места, "дырявость" которых предназначена для каких-то других, неведомых мне устройств, и жесткий диск туда просто так не вставить (что мешало оставить еще по два отверстия, и обеспечить совместимость?). Встроенный контроллер вентиляторов вовсе поставил меня в тупик: вместо приличествующих molex-разъемов "мама", все выводы на кулеры - "папы". Таким образом, с одной стороны, в разъемах постоянно соседствуют оголенные контакты на 12V, которые ненароком замкнуть, конечно, затруднительно, но все же гораздо легче, чем "гнезда". С другой стороны, ни один стандартный кулер подключить к этому хозяйству без паяльника никак невозможно. Зато "инвертированные" разъемы штатных кулеров допускают их одновременное последовательное подключение к одному каналу контроллера. Короче говоря, внутренняя организация блока крайне примитивна, и достойна корпусов стоимостью в 40-50$ вместе с блоком питания.

Поругал - можно и похвалить. Первый запуск, несомненно, производит впечатление. Колоссальный боковой вентилятор раскручивается по-барски медленно и основательно. Он покрывает собой практически всю площадь материнской платы, активно охлаждая одновременно процессор, видеокарту, южный и серверный мосты - в общем, все что только можно пожелать.

Сначала я опасался, что установленный на процессоре кулер Zalman 9500, рассчитанный на сквозной продольный продув системного блока, неадекватно отреагирует на столь мощный перпендикулярный поток воздуха, но опасения оказались совершенно излишни. На минимальных документированных оборотах всех вентиляторов системы, мне не удалось прогреть ЦП выше 43 градусов, хотя для тестирования использовалась одна из самых мощных утилит - S&M , разогревающая процессор градусов на 8-10 больше традиционных тестов вроде Photoshop и WinRAR. На максимальных оборотах кулер становится похож на турбину - в компьютер просто дует самый настоящий ветер, так что даже мышка, оказавшись рядом, замерзает в объятьях руки. Большой кулер на максимальных оборотах производит еще один интереснейший эффект. Дело в том, что для придания "космического" внешнего вида разработчики установили на лицевую панель блока, прямо перед 140 мм. кулером, дополнительную декоративную крыльчатку - чтобы снаружи выглядело "как турбина". Крыльчатка эта болтается совершенно свободно и призвана, судя по всему, обеспечить внешнее сходство переднего и бокового кулеров - раскручивается она также по-барски, как и главный вентилятор. Кроме декоративных функций, она выполняет одну практическую - иллюстрирует потоки движения воздуха. Включив на максимум главный "пылесос", я с удивлением обнаружил, что передняя крыльчатка тихой сапой взяла и остановилась! Иными словами, благодаря взаимокомпенсации влияния двух штатных кулеров, приблизительно в области жестких дисков образовался воздушный застой, не преминувший отразиться на их температуре! Выходит, что, во-первых, вентиляторы конфликтуют, а, во-вторых, мощность 25-сантиметрового "карлсона" настолько велика, что "выдувает" все, что пытается "задуть" перпендикулярный 140-мм собрат.

Надо сказать, у производителей корпусов, блоков питания и систем охлаждения довольно специфические представления о шуме. То ли они все слегка глуховаты, то ли все же лукавят, называя "бесшумными" кулеры с 20 dB. Слышно! И очень хорошо слышно! Установив все вентиляторы на минимальные штатные обороты я получил исчерпывающее охлаждение, но, к сожалению, заветной цели не достиг - жесткие диски в покое все равно работали тише, а гул от новой системы хоть и сдвинулся в низкочастотную область, но вовсе не "скрылся от ушей".

Не буду вас утомлять описанием всех дальнейших проведенных экспериментов, а просто приведу краткий отчет по легкому моддингу, приведшему, наконец, к желаемому результату:

  1. Лицевой кулер был развернут задом на перед "на выдув", после чего перестал конфликтовать с основным. Кстати, можно развернуть и 25-ти сантиметровый кулер, хотя довольно трудоемко.
  2. С помощью несложных манипуляций с molex-разьемом вся штатная система регулировки кулеров была переведена с 12V на 7V, что позволило подавать на вентиляторы такую минимальную мощность, которой только достаточно кулерам для преодоления трения покоя и первоначальной раскрутки.
  3. Тут вдруг Zalman 9500 оказался вовсе не бесшумным, а потому получил в нагрузку к 5V напряжению еще и резистор. В итоге скорость его вращения снизилась до ~900 об./минуту, но, надо отдать должное Zalman'у, кулер продолжал раскручиваться без проблем (хотя подсветка почему-то отключилась).

В результате шум всего компьютера стал сравним с шумом жестких дисков, в экстремальном режиме процессор прогревался до 54 градусов, а все HDD - не выше 41, что вполне укладывается в допустимые нормы.

Aerocool ExtremEngine 3T
Aerocool ExtremEngine 3T (источник )

Что же касается ExtremEngine 3T, то, не смотря на то, что свою задачу он в итоге выполнил, я так и не понял, для кого же он предназначен. Оверклокеры, разумеется, оценят его охлаждающие свойства, но вот оценят ли они неудобства при установке любой новой железки? Любители тишины тоже будут довольны, но только если знакомы с паяльником и кроме 90$ за корпус готовы потратить денёк на доведение блока "до ума". В любом случае текущая цена на корпус явно завышена, ведь кроме огромного бокового кулера, ничего по большому счету примечательного в нем нет.

Sergius — 04 December 2010, 01:26

Зря наговаривать на такой корпус не надо. У меня все вентиляторы работают на максимуме, и ни каких остановок у передней турбины нету.))




ЯМайскиКот — 2016-04-17, 13:06

У меня данный корпус уже лет 10+ ,покупал за 147 у.е ,увидел и влюбился и не каких нареканий .Стоит он у меня на столе ,боком к стене ,большим вентиляторам ко мне и не шумит вовсе ,даже при работе на максимальной скорости ,принял такое решение ,что бы не сломать ненароком дверцы и на столе пыли все таки по меньше ,передняя турбина работает отлично ,чем больше скорость ,тем быстрее она крутиться а что бы останавливалась такого не было не когда.Вот то что корпус как пылесос ,это да ,но это совсем не напрегает .Выглядит красиво да ,с охлаждением справляется ,так что деньги он свои вполне заслуживает и на боковой вентилятор можно при желании подсветку сделать .

Оставить комментарий 


Ваше имя:
->